Все про вирус гриппа

Дата публикации 17.03.2021 Просмотров статьи: 660

Как же вирус гриппа выходит из создавшегося положения? У него, по мнению различных ученых, может быть два пути. Первый — найти укромное укрытие в организме человека и притаиться там. Например, спрятать свой геном внутри человеческого белка (в оболочку, приготовленную для клеточной РНК). Это помогает ему избежать натиска иммунитета. Ведь к своему белку организм не создает антител. Второй путь — уйти от людей в царство животных, к братьям нашим меньшим.
«Действие рождает противодействие»—гласит один из законов физики. Под действием нарастающего иммунитета населения вирус гриппа ищет укрытия, чтобы выжить, сохраниться как вид. Прежде всего ему необходимо уберечь самое ценное — свой геном, свою генетическую план-карту. При ее наличии легко наладить производство потомства в любой подходящей для этого клетке. Однако этот ценный документ хоть и мал, но имеет очень сложный узор, к тому же состоит из 8 кусков, хранить его можно только в чехле из белка, а вот на белок-то и направлены антитела — вездесущая и победоносная армия иммунитета.
Таким образом, среди исследователей возникли две точки зрения на возможности сохранения вируса гриппа в природе. Точка зрения о том, что утратившие эпидемическую активность разновидности продолжают сохраняться и переживать в человеческом обществе, имеет немало сторонников. Но она оказалась столь же трудно доказуемой, сколь и привлекательной. Многочисленные попытки обнаружить старые разновидности у больных или здоровых людей, так же как и поиски бессимптомного носительства вируса гриппа, не дали успеха. Отсутствие у вновь рождающихся детей антител к исчезнувшим штаммам вируса также говорило, что эти разновидности как таковые перестали циркулировать среди людей.
Указанные данные смущали, но не обескураживали сторонников первой точки зрения. Английские ученые X. Эндрюс и И. Айзеке утверждали, что устаревшие разновидности вируса гриппа могут переходить в неактивное состояние, надевать «маску», или своего рода «шапку-невидимку». В этом состоянии вирус перестает вызывать заболевание и стимулировать антитела, но он по-прежнему скрытно живет в человеческом обществе. Эту гипотезу поддерживают и другие исследователи, в том числе англичанин Хоуп Симпсон, советские ученые А. А. Смородинцев, Д. Б. Голубев, В. К. Беляков и другие. Они считают, что резервуаром вирусов гриппа человека является само человеческое общество, поэтому исчезнувшие с эпидемической арены разновидности должны каким-то образом оставаться в человеческом обществе, чтобы не утратить полностью своей болезнетворной силы.
В настоящее время нет конкретных данных и доказательств, каким образом и где в организме человека отсиживается вирус гриппа в замаскированном виде. Однако теоретически это возможно, поскольку при исследовании
других вирусных инфекций обнаружены разные латентные (скрытые) формы переживания вирусов в клетках, в том числе показано, что геном вируса может встраиваться в геном клетки и долго существовать там. Такое явление широко распространено у вирусов бактерий — бактериофагов.
Возможно, и вирус гриппа способен использовать такой коварный прием?
А может быть, клетка, применяя особый, еще неведомый нам способ защиты от чужеродной генетической информации, сама замуровывает маленькую генетическую план-карту вируса гриппа в свой огромный геном и тем самым переводит ее в неактивное состояние? В таком случае нуклеиновая кислота вируса гриппа, как сказочная спящая красавица, долго-долго, многие десятилетия будет сохраняться в клетках организма в неактивном состоянии; и только при определенных условиях, когда особый фактор, как сказочный принц, освободит ее из заточения, она вновь появится в активной форме и начнет действовать как самостоятельный вирусный геном. Все это пока только гипотеза, но ее нельзя просто отбросить. Это тайна, которую следует разгадать, чтобы успешнее бороться с гриппом.
Вторая точка зрения о возможности длительного сохранения вирусов гриппа в природе привела исследователей в царство животных. При некоторых заразных заболеваниях, например чуме, бешенстве, туляремии, клещевом энцефалите, основным резервуаром хранения возбудителей являются дикие животные, в том числе разные виды грызунов. Из природного резервуара возбудители этих инфекций заносятся периодически в человеческое общество, что и приводит к развитию эпидемий.
Ликвидация природных очагов указанных инфекций и создание эффективных заслонов, предотвращающих завоз больных животных, позволило значительно снизить и даже полностью ликвидировать многие инфекции в нашей стране.
Не являются ли и при гриппе резервуаром инфекции животные? Может быть, под напором растущей мощи приобретенного коллективного иммунитета населения вирус переселяется из человеческого общества к животным?
В решении указанных вопросов помощь вирусологам оказали зоологи, ветеринары, орнитологи и просто знатоки и любители природы, чей меткий глаз и сноровка не раз помогали ученым разгадывать тайны.
Соединенные усилия увенчались новыми успехами. Сначала были исследованы домашние животные. Оказалось, что, помимо уже известного ученым, а также и читателю гриппа свиней, существует грипп лошадей, грипп рогатого скота, грипп собак и, что особенно неожиданно, грипп птиц (рис. 4). Крупные эпизоотии гриппа были зарегистрированы как среди обычных для наших хозяйств птиц — уток, кур, индюшек, так и среди более экзотических — перепелок, фазанов. Более того, известная ветеринарам еще с прошлого века страшная болезнь — чума кур, опустошавшая начисто фермы европейских государств еще в начале XX века и время от времени посещавшая их в последующие годы, оказалась не чем иным, как гриппом птиц.
Затем сфера поисков вирусов гриппа среди животных стала расширяться, и вместе с этим стали расширяться от удивления глаза ученых. Штаммы вирусов гриппа так и сыпались из исследуемых образцов как из рога изобилия. Антитела, эти надежные следы перенесенной инфекции, обнаруживались еще чаще. Гриппозную инфекцию ученые сумели зафиксировать у многочисленных отрядов диких, оседлых и, что особенно важно, перелетных птиц. Особенно много штаммов было выделено от перелетных водоплавающих птиц — уток, чаек, крачек, гагар и им подобных. Вирусы находили также в воде, иле, прибрежном грунте озер, морских заливов и рек, где селятся и выводят птенцов перелетные птицы.
От китов, отловленных в Антарктиде, от осетровых рыб Амура, летучих мышей на Украине, буревестников в Австралии были выделены вирусы гриппа А. Антитела нашли у морских котиков, норок, оленей и многих других животных, обитающих в естественных условиях или живущих в зоопарках.
В экспериментальных условиях вирусом гриппа удалось заразить комаров. Затем вспомнили о работах американского ученого Шоупа, который показал, что вирус свиного гриппа может переживать в некоторых глистах, их личинках и яйцах, а также земляных червях. Под подозрение попали пиявки й моллюски. В. 3. Солоухин высказал предположение, что хранилищем вирусов гриппа в воде может быть планктон, то есть примитивные живые организмы, населяющие толщу воды в морях и океанах.
«Да, вирус гриппа А вездесущ, он весьма обильно загрязнил нашу планету», — резюмировали ученые, подытожив результаты своих работ.
Общая разведка на наличие в организме человека и животных антител, изоляция вирусов — это только первый этап большого труда. Предстояло разобраться в том, что собой представляют возбудители гриппа животных, насколько сходны или отличны они от возбудителей гриппа человека.
Оказалось, что все изолированные не от людей вирусы гриппа относятся к самым активным в эпидемическом отношении вирусам гриппа А. Они имеют общие с вирусами гриппа А человека антигены белков, связанные с РНК и мембраной вириона, но отличаются от них по антигенам оболочки вириона.
Чтобы навести хоть какой-то порядок в этом неожиданно обрушившемся на исследователей огромном потоке штаммов, была создана специальная комиссия экспер-тов ВОЗ. Обобщив и проанализировав данные ученых разных стран, она пришла к единодушному заключению, что вирус гриппа А по праву может считаться чемпионом царства вирусов по многообразию составляющих его вариантов. В целом он имеет 16 разных серотипов ге-магглютинина и 9 серотипов нейраминидазы.
Отсюда даже школьник третьего класса мог бы без труда подсчитать, что из них можно составить 144 сочетания. Следовательно, столько же может быть антигенных разновидностей в природе!
Буквально ошеломленные такими результатами, исследователи еще раз все пересчитали, повторили опыты, применили новейшие методы и самые жесткие критерии для определения степени новизны, объединили три мало-мальски сходных серотипа в один. Количество серотипов гемагглютинина с натяжкой удалось уменьшить до 12, но и это дало в итоге 108 антигенных сочетаний. Цифра внушительная, а главное реальная! Почти все сочетания были представлены. Однако новые разновидности ученые обнаруживали только у животных, для человека эпидемически актуальными оставались четыре: А(Г1Н1), А(Г2Н2), А(ГЗН2), А(Г0Н1).
Итак, было установлено, что грипп человека и грипп животных могут вызываться одним видом возбудителей — вирусом гриппа А, но штаммы, болезнетворные для человека или животных, отличаются между собой. Более того, грипп у разных животных также отличается по клиническим проявлениям и способу передачи инфекции.
Грипп у млекопитающих животных (свиней, лошадей, собак, телят) похож на грипп человека — основные воспалительные процессы сосредоточены в дыхательных путях и инфекция передается воздушно-капельным путем. У птиц — иная картина. Заболевание протекает как общесептический процесс, часто с поносом, вирус размножается и в дыхательных путях и в кишечнике. Наблюдается длительное бессимптомное носительство вируса и выделение его с калом и мочой в окружающую среду. Это приводит к загрязнению воды и среды обитания, инфекция среди птиц передается через прямой контакт и через воду, пищу и воздух.
Птицы имеют свои, только им присущие разновидности гриппозных вирусов, и этих разновидностей очень много.
Грипп у свиней вызывается одной разновидностью, родственной возбудителю гриппа, который поражал людей в 1918—1920 годах.
Грипп лошадей вызывается двумя только для лошадей опасными антигенными разновидностями.
У низших животных (пока это удалось проследить только у червей) вирус гриппа вообще не вызывает заболевания, но обильно расселяется по клеткам организма, очень долго сохраняется там и передается потомству через инфицированные яйца.
По-видимому, в ходе эволюции на планете сформировались различные виды вирусов гриппа, одни из которых поражают только человека, другие — разных животных. У последних закрепились свои антигенные разновидности, это, так сказать, местные вирусы, вирусы-аборигены.
Открытие гриппа животных имеет большое, самостоятельное значение. Стало ясно, что грипп — это не только медицинская, но и народнохозяйственная проблема. В условиях современного концентрированного птицеводства и животноводства занос вирулентных разновидностей на фермы приводит к большим эпизоотиям, наносящим огромный урон сельскому хозяйству. Что же касается связи между вирусами гриппа человека и животных, то этот важный вопрос также получил новое освещение.
Коллективы отечественных исследователей, возглавляемые Д. К. Львовым, В. Н. Сюриным, Л. Я. Закстельской, а также венгерский ученый Ромвари представили убедительные факты перехода вирусов гриппа от человека к животным. Во время эпидемий гриппа наблюдаются заболевания домашних и сельскохозяйственных животных — собак, лошадей, телят, коров, кур, находившихся в контакте с больными людьми. От них выделяются штаммы вирусов гриппа, подобные тем, что обнаруживаются у больных людей.
Занесенные к животным вирусы гриппа человека вызывают эпизоотии, правда, более слабые, чем вирусы-аборигены.
Однако убедительных доказательств эпидемичности вирусов гриппа животных для людей до сих пор получено
не было. Здесь скорее всего действует правило «эволюционной лестницы»: антигенные разновидности вируса гриппа А, «выбившиеся в люди», то есть ставшие в ходе эволюции болезнетворными для человека, не утратили полностью своей способности инфицировать виды животных, на которых некогда паразитировали их предки. В то же время разновидности вируса гриппа А, застрявшие на низших ступенях эволюционной лестницы, например в птицах, не могут без специальной адаптации поражать более высоко организованные виды животных (например, лошадей), а тем более — человека.
Таким образом, в результате комплексного изучения гриппа у человека и животных, удалось прояснить некоторые из множества вопросов.
Сколько антигенных разновидностей у вируса гриппа А? Много, но не все они, а только 4 или, возможно, 5 на сегодняшний день определены как эпидемически опасные для человечества.
Где могут «отсиживаться» вытесненные с эпидемической арены разновидности? Часть их может быть замурована в геноме клетки (вероятно, но не доказано), часть способна переходить к животным, братьям нашим меньшим (невероятно, но доказано). Штаммы вирусов гриппа человека, перешедшие к животным, могут постепенно иссякнуть там, а могут приспособиться и долго переживать, выжидая удобного момента для возврата.

Поделиться